«На бумаге из бумаги»

Художники Владимир и Майя Опара представляют собственную коллекцию работ на бумаге и из бумаги.

Во время своих путешествий, художники Владимир и Майя Опара, просили друзей и новых знакомых сделать японских журавликов для арт инсталляции.

Журавлики должны напоминать о страшной трагедии, которая произошла в 1945 году в Хиросиме и Нагасаки, и призывать не забывать о существующей сегодня угрозе ядерной катастрофы. 
В этом проекте все журавлики разные: белые, чёрные, жёлтые, красные, со своими особенностями.

Журавлики хранят  тепло рук тех, кто их сделал и у каждого есть имя. На крыльях написано кто, когда и где сделал своих журавликов.

Первых журавликов Владимир и Майя сделали в Амстердаме в кафе музея Stedelijk. К ним присоединились посетители кафе. Дальше журавлики переместились в Эстонию, Германию, Чехию, Россию, Францию, Нидерланды.

Подробнее о проекте «08:15» здесь.

«08:15»

инсталляция

цветная бумага

«Тексты появились в моих картинах в начале 90-х. Даже когда текста не было на поверхности картины, он был её смыслом. <...> Мои картины-объекты с текстами становятся страницами МЕТАкниги, книги переходящей в новое состояние, книги получающей новое качество, книги после книги. Я использую образ «книги» в моих проектах - реальные книги перевязанные веревками и покрытые илом, книги которые нельзя прочитать - это конечно метафора, говорящая о том, что люди читают, но не прочитывают написанное в книгах. <...> ».  (с) Владимир Опара

Подробнее о «Черной Книге»  здесь.

Владимир Опара

 «Чёрная Книга»

Леонид Тишков

«Девочки с Даблоидом»

1993, бумага, шелкография

Леонид Тишков учился в Московском медицинском институте, его привлекали анатомические детали и органические формы. Еще в начале его творчества он отдавал предпочтение абсурду и сюрреализму. Он начал с карикатур, вращающихся вокруг анатомического театра. Отсюда и появились выдуманные существа – даблоиды.

Так что же из себя представляет даблоид? Это абсолютно антропоморфное существо в виде автономной ноги с маленьким головоподобным образованием в верхней его части. Даблоид символизирует слияние высокого и низкого – голова в небе, маленькая, ее почти не видно, нога – внизу, большая и устойчивая. По мнению Тишкова, душа русского фольклора живет как раз в ногах. Красный цвет даблоида означает жизненную силу, которую даёт ему его человек. «По моим представлениям каждый человек имеет своего даблоида и он сопровождает его всю жизнь» . (с) Леонид Тишков

Борис Турецкий

Произведения Бориса Турецкого появились в коллекции, когда он был уже очень болен, и, по его просьбе, Владимир Опара после совместной выставки «Поверхность бумаги» (ЦДХ, 1996) перевез бумажные объекты художника в свою студию. В последний период жизни Борис Турецкий решил отдать эти работы своим друзьям, супругам Опара, с просьбой показывать их на выставках и, если будет возможность, предлагать музеям. Владимир и Майя Опара всегда осознавали ценность творчества своих друзей и, как только представлялся случай, передавали их в крупные художественные собрания. 

Благодаря этому дару Отдел личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина обрел работы московских мастеров графики второй половины 1980-х – начала 2000-х годов, доселе не представленных в его хранении: редкие для музейных собраний беспредметные бумажные объекты Бориса Турецкого.

Подробнее здесь

Борис Турецкий

Объект

1990-1995

бумага, плексиглас

Наталья Толстая

Наталья Толстая

Разговор с самим собой

полиптих из 9-ти частей
2019

бумага, тушь

« <...> это скомканная бумага. Мне что-то не понравилось и я её скомкала и выбросила,  а потом поняла, что такая бумага может быть интересной фактурой» 

из интервью Натальи Толстой для телеканала «Культура»

Весь сюжет можно посмотреть здесь

Наталья Толстая

Разговор с самим собой

полиптих из 9-ти частей

часть #8
2019

бумага, тушь

Клара Голицына

«Простота. Ее гениальная простота идеальна для выражения многомерного мира. Посмотрите на эти структуры, вот даже на «Портрет в цилиндре», это сейчас ученые спорят о квантовой реальности, а Клара это раньше всех увидела уже очень давно, она уже все знала про квантовую реальность и выразила ее в своих работах»

из интервью Майи Опара для телеканала «Культура»

Весь сюжет можно посмотреть здесь

Клара Голицына

Автопортрет в цилиндре
2008

 бумага, гуашь
 

Художественная студия Василия Рублёва.
Василий Рублёв
Людмила Кульгачёва
Владимир Квасов

Василий Рублев и Владимир Опара

На открытии персональной выставки Владимира Опара в Новокузнецком музее изобразительного искусства.

1988 г.

Василий Рублев

Дневники

1970-е

«Период рисования в мастерской Рублёва я называю «студия рисовальщиков-самоубийц». 

Я рисовал в студии Рублёва с момента нашего знакомства в 1975 году, до 1979, и еще год до моего отъезда из Барнаула в 1980 году. В 1980 рисование в студии Рублёва уже не было таким восторженным, ярким как в предыдущие годы. У Рублёва были проблемы с правлением местного союза художников. У Квасова то же были проблемы. Рублёв-Квасов. Он были неразделимы - одно целое, со своими идеями и стремлением к творческой свободе. Рублёв-Квасов <...> раздражали правление местного союза художников и часть художников. <...> В 1975-1979 постоянно рисовали несколько человек: Рублёв, Квасов, Кульгачёва, также Лариса Пастушкова и реже Таня Ашкинази, я её почему-то не помню рисующую у Рублёва. <...> Конечно же, если говорить о рисовании, о необычном рисовании, с полным погружением и концентрацией, то это Кульгачёва, Квасов, Рублёв. <...> Заходили художники, порисовать, но их желания рисовать хватало на один-два раза. Возможно, у них были другие приоритеты и сложившийся стиль Рублёва-Квасова им не подходил и вызывал недоумение. Недоумение, неприятие, вот такое чувство возникало у большинства. Кто они такие? Что они о себе возомнили? Такое чувство точно описал Иосиф Бродский, приведя в пример ключевую фразу - Да кто ты такой? Бродский говорил, что неприятие и неуважение к личности, к близким, неприятие таланта, недопустимость порадоваться и оценить успех другого, вот что делает нашу жизнь подчас невыносимой. Прав Бродский. Раздражение в адрес Рублёва-Квасова было ощутимо - правление решило запретить коллективное рисование в студии Рублёва. Нас обязали рисовать в выставочном зале, под присмотром члена правления. Член правления был возмущён вольностями в рисовании, о чём и доложил на правлении. Мы опять стали рисовать в студии Рублёва. Закончилось это неприятностями для нас. У Рублёва решили отобрать мастерскую. Квасову было предписано немедленно покинуть мастерскую Рублёва. Рублёв оказался в больнице, Квасов в психушке. <...> Председатель правления Пётр Миронов, он относился к нам с симпатией, насколько это было возможно в сложившейся ситуации, нашел компромисс и Рублёв не потерял мастерскую. Но все эти события были для Рублёва сильным ударом. <...>

Студия рисовальщиков-самоубийц. Это именно так. Ведь нам понятно было, что наше неприятие соц. реализма, наши разговоры, обязательно приведут к серьезным неприятностям. То есть наша позиция была самоубийственная. Я приезжал в Барнаул к своим родителям, детям, и первый к кому я шёл, а иногда и единственным был Рублёв. В одну из последних встреч мы смотрели его рисунки, рисунки лежали в старых чемоданах. Возьми рисунки, сказал Рублёв, на память».

Из дневника Владимира Опара, июнь 2020, Москва 

Полный текст здесь.

Валерий Светлицкий

«У него были тысячи работ, тысячи. Лежали огромными стопками. Так случилось, что мне повезло и я мог сам выбрать работу, которую заберу себе в подарок.

Он был замечательным ... замечательный человек и художник. Но был аутсайдером, он учился вместе с очень известными художниками, дружил с ними, и они, его друзья получали регалии, становились заслуженными, а он нет. Было обидно.

А он ведь самый настоящий художник, не художник-карьерист, а художник-художник и это важно»

Владимир Опара

Андрей Гросицкий

Из интервью Владимира Опара с Андреем Гросицким:

- Андрей, ты себя чувствуешь знаменитым художником?


- Безусловно нет.


- Почему?


- Ну, что такое знаменитый художник? Ну, там известность широкая... есть два понятия... известный художник и знаменитый художник. Известный в узком кругу /смеётся/ <...>

© 2019 Галерея А3 Объединения "Выставочные залы Москвы"   /  119002, Россия, Москва, Староконюшенный переулок, дом 39​

  • Facebook Clean
  • White Vkontakte Icon
  • White Instagram Icon