«На бумаге из бумаги»

Художники Владимир и Майя Опара представляют собственную коллекцию работ на бумаге и из бумаги.

«В 1996 году в Центральном Доме Художника был представлен проект «Пути бумаги»: Адольф Гольдман, Боря Турецкий, Владимир Опара, Виктор Лукин, Валерий Орлов, Евгений Измайлов. Этот проект был осуществлён галереей Ольги Хлебниковой, куратором проекта была Маша Валяева, в то время заведующий отделом современного искусства Третьяковской Галереи. Был издан альбом.

Затем в ЦДХ состоялась выставка «Поверхность бумаги» - Борис Турецкий, Владимир Опара, Лиля Орлова, Алексей Политов, Николай Кращин, Илона Гансовская. В 2000 году в Муниципальном выставочном зале «Галерея «А3» состоялась выставка «Поверхность и прозрачность» (Боря Турецкий, Владимир Опара) в рамках международного проекта ФОКОМ. 

Начиная с 1990 года в студии Майи и Владимира Опара, из подаренных друзьями художниками работ, стала формироваться коллекция.Скульптура, живопись, но больше было работ на бумаге <...> часть работ была передана в коллекцию «Галереи «А3», в коллекцию Государственного университета Алтайского края.

В 2019 мы передали в дар ГМИИ Пушкина 20 работ на бумаге из нашей коллекции. Отбирать работы пришли сотрудники ГМИИ Пушкина Анна Чудецкая и Алексей Савинов. Мы достали папки с работами, чтобы показать нашу бумажную коллекцию и увидели, что работ на бумаге в нашей коллекции много и они могут быть хорошей, интересной выставкой. <...>

Мы решили сделать выставку в «Галерея «А3»  в сентябре 2020. Директор /Бушуева Марина Сергеевна/ Объединения «Выставочные залы Москвы» поддержала нашу идею. <...>

В 2022 мы планируем сделать выставку в Нидерландах и Швеции. Выставка «На бумаге из бумаги» актуальна потому, что продолжает историю бумаги: от «пути бумаги»  (1995) до «На бумаге из бумаги»  (2020). Бумага пластичный материал дающий художнику невероятную свободу. Из бумаги возможно делать масштабные объекты, на бумаге создаются как камерные произведения так и огромные композиции.

На выставке будут представлены произведения Марлена Шпиндлера, Валерия Светлицкого, Адольфа Гольдмана, Бориса Турецкого, Андрея Гросицкого, Владимира Опара, Виталия Копачёва, Николая Наседкина, Александра Панкина, Натальи Толстой других замечательных художников. Наша коллекция интернациональная: художники России, Кубы, Новой Зеландии, Германии, США, Нидерландов, Грузии. В Нидерландах и Швеции в 2022 мы покажем «русскую»  часть коллекции. Две важные пространственно-временные истории будут основой выставки в Европе - рисование в студии Рублёва в 70-ые и 90-ые в Москве. Эти две истории соединятся»

Владимир Опара

Владимир Опара

Владимир Опара

Свинья ищет грязи. 
Ильинка

1989

бумага, см. техника

«В творчестве я использую множество инструментов и материалов. Я не ограничиваю себя. Есть музыканты, играющие на одном инструменте – барабане или саксофоне, скрипке или виолончели. А есть дирижёр, у него много инструментов, у него оркестр. Так и художники: есть художники одного инструмента. Я же художник-оркестр, я дирижёр: у меня есть скрипки и барабаны, флейты и виолончели, волторны и конрабас. И состав оркестра меняется».

Владимир Опара

Леонид Тишков

Леонид Тишков

«Девочки с Даблоидом»

1993, бумага, шелкография

Леонид Тишков учился в Московском медицинском институте, его привлекали анатомические детали и органические формы. Еще в начале его творчества он отдавал предпочтение абсурду и сюрреализму. Он начал с карикатур, вращающихся вокруг анатомического театра. Отсюда и появились выдуманные существа – даблоиды.

Так что же из себя представляет даблоид? Это абсолютно антропоморфное существо в виде автономной ноги с маленьким головоподобным образованием в верхней его части. Даблоид символизирует слияние высокого и низкого – голова в небе, маленькая, ее почти не видно, нога – внизу, большая и устойчивая. По мнению Тишкова, душа русского фольклора живет как раз в ногах. Красный цвет даблоида означает жизненную силу, которую даёт ему его человек. «По моим представлениям каждый человек имеет своего даблоида и он сопровождает его всю жизнь» . (с) Леонид Тишков

Больше о проекте «Даблоиды» здесь

Борис Турецкий

Произведения Бориса Турецкого появились в коллекции, когда он был уже очень болен, и, по его просьбе, Владимир Опара после совместной выставки «Поверхность бумаги» (ЦДХ, 1996) перевез бумажные объекты художника в свою студию. В последний период жизни Борис Турецкий решил отдать эти работы своим друзьям, супругам Опара, с просьбой показывать их на выставках и, если будет возможность, предлагать музеям. Владимир и Майя Опара всегда осознавали ценность творчества своих друзей и, как только представлялся случай, передавали их в крупные художественные собрания. 

Благодаря этому дару Отдел личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина обрел работы московских мастеров графики второй половины 1980-х – начала 2000-х годов, доселе не представленных в его хранении: редкие для музейных собраний беспредметные бумажные объекты Бориса Турецкого.

Подробнее здесь

Борис Турецкий

Объект

1990-1995

бумага, плексиглас

Наталья Толстая
Галерея А3

Наталья Толстая

Разговор с самим собой

полиптих из 9-ти частей
2019

бумага, тушь

« <...> это скомканная бумага. Мне что-то не понравилось и я её скомкала и выбросила,  а потом поняла, что такая бумага может быть интересной фактурой» 

из интервью Натальи Толстой для телеканала «Культура»

Весь сюжет можно посмотреть здесь

Наталья Толстая

Разговор с самим собой

полиптих из 9-ти частей

часть #8
2019

бумага, тушь

Клара Голицына

«Простота. Ее гениальная простота идеальна для выражения многомерного мира. Посмотрите на эти структуры, вот даже на «Портрет в цилиндре», это сейчас ученые спорят о квантовой реальности, а Клара это раньше всех увидела уже очень давно, она уже все знала про квантовую реальность и выразила ее в своих работах»

из интервью Майи Опара для телеканала «Культура»

Весь сюжет можно посмотреть здесь

Клара Голицына

Автопортрет в цилиндре
2008

 бумага, гуашь
 

Художественная студия Василия Рублёва.
Василий Рублёв
Людмила Кульгачёва
Владимир Квасов

Василий Рублев и Владимир Опара

На открытии персональной выставки Владимира Опара в Новокузнецком музее изобразительного искусства.

1988 г.

Василий Рублев

Дневники

1970-е

«Период рисования в мастерской Рублёва я называю «студия рисовальщиков-самоубийц». 

Я рисовал в студии Рублёва с момента нашего знакомства в 1975 году, до 1979, и еще год до моего отъезда из Барнаула в 1980 году. В 1980 рисование в студии Рублёва уже не было таким восторженным, ярким как в предыдущие годы. У Рублёва были проблемы с правлением местного союза художников. У Квасова то же были проблемы. Рублёв-Квасов. Он были неразделимы - одно целое, со своими идеями и стремлением к творческой свободе. Рублёв-Квасов <...> раздражали правление местного союза художников и часть художников. <...> В 1975-1979 постоянно рисовали несколько человек: Рублёв, Квасов, Кульгачёва, также Лариса Пастушкова и реже Таня Ашкинази, я её почему-то не помню рисующую у Рублёва. <...> Конечно же, если говорить о рисовании, о необычном рисовании, с полным погружением и концентрацией, то это Кульгачёва, Квасов, Рублёв. <...> Заходили художники, порисовать, но их желания рисовать хватало на один-два раза. Возможно, у них были другие приоритеты и сложившийся стиль Рублёва-Квасова им не подходил и вызывал недоумение. Недоумение, неприятие, вот такое чувство возникало у большинства. Кто они такие? Что они о себе возомнили? Такое чувство точно описал Иосиф Бродский, приведя в пример ключевую фразу - Да кто ты такой? Бродский говорил, что неприятие и неуважение к личности, к близким, неприятие таланта, недопустимость порадоваться и оценить успех другого, вот что делает нашу жизнь подчас невыносимой. Прав Бродский. Раздражение в адрес Рублёва-Квасова было ощутимо - правление решило запретить коллективное рисование в студии Рублёва. Нас обязали рисовать в выставочном зале, под присмотром члена правления. Член правления был возмущён вольностями в рисовании, о чём и доложил на правлении. Мы опять стали рисовать в студии Рублёва. Закончилось это неприятностями для нас. У Рублёва решили отобрать мастерскую. Квасову было предписано немедленно покинуть мастерскую Рублёва. Рублёв оказался в больнице, Квасов в психушке. <...> Председатель правления Пётр Миронов, он относился к нам с симпатией, насколько это было возможно в сложившейся ситуации, нашел компромисс и Рублёв не потерял мастерскую. Но все эти события были для Рублёва сильным ударом. <...>

Студия рисовальщиков-самоубийц. Это именно так. Ведь нам понятно было, что наше неприятие соц. реализма, наши разговоры, обязательно приведут к серьезным неприятностям. То есть наша позиция была самоубийственная. Я приезжал в Барнаул к своим родителям, детям, и первый к кому я шёл, а иногда и единственным был Рублёв. В одну из последних встреч мы смотрели его рисунки, рисунки лежали в старых чемоданах. Возьми рисунки, сказал Рублёв, на память».

Из дневника Владимира Опара, июнь 2020, Москва 

Полный текст здесь.

Валерий Светлицкий

«У него были тысячи работ, тысячи. Лежали огромными стопками. Так случилось, что мне повезло и я мог сам выбрать работу, которую заберу себе в подарок.

Он был замечательным ... замечательный человек и художник. Но был аутсайдером, он учился вместе с очень известными художниками, дружил с ними, и они, его друзья получали регалии, становились заслуженными, а он нет. Было обидно.

А он ведь самый настоящий художник, не художник-карьерист, а художник-художник и это важно»

Владимир Опара

Андрей Гросицкий

Из интервью Владимира Опара с Андреем Гросицким:

- Андрей, ты себя чувствуешь знаменитым художником?


- Безусловно нет.


- Почему?


- Ну, что такое знаменитый художник? Ну, там известность широкая... есть два понятия... известный художник и знаменитый художник. Известный в узком кругу /смеётся/ <...>

Николай Наседкин

Елена Алексеева-Барановская

«Лена Алексеева-Барановская художник-график. Её рисунки в духе позднего соцреализма камерные и автобиографичные. Офорты, литографии — это то же Лена, но наиболее она точна именно в своих рисунках. В коллекции представлены её работы, где бумага используется в коллажах на холстах и становится частью композиции — холст, бумага, ткань, акрил. <...>

У Николая Наседкина «Угловая структура» 2003, так же выполнена в технике коллажа (бумага, картон, коллаж, типографская черная краска)». 

 

Владимир Опара, сентябрь 2020

Елена Алексеева-Барановская

Дождь. Южный городок

1979

бумага, шариковая ручка

Елена Алексеева-Барановская

Дождь. Южный городок

1979

бумага, шариковая ручка

Елена Алексеева-Барановская

Русский север. Село Воскресенское.

1981

бумага, шариковая ручка

Омар Годинес

Омар Годинес
Мечтатель.
1999

картон, смешанная техника

Адольф Гольдман

Адольф Гольдман

Адольф Гольдман

Без названия
1991

бумага, гуашь

«Адик Гольдман, наверное никогда не видел свои работы в рамах. А мне так хотелось чтобы всё было «по-музейному», как в музее. Теперь, так и есть. <...> Однажды мы записали большое интервью с ним, Адик конечно философ. <...> Он делал такие работы размером с лист ватмана. Делал их много, а работал в маленькой комнатке,  у себя в квартире на окраине Москвы, но жил сначала в коммунальной квартире в центре, потом перебрался в маленькую квартиру с панельном доме. Адик говорил, что они счастливы. <...> У него был отработан прием - из таких листов ватмана он собирал огромные работы и называл из «многочастники». Они могли быть три листа вверх и восемь в длину. Он так важно это произносил - «многочастник».

Владимир Опара. Ноябрь 2020

Адольф Гольдман

Железная дорога
1992

бумага, гуашь, акрил

Алексей Григорьев

Алексей Григорьев
Двое
1980-е

 карандаш, черная гуашь

Алексей Григорьев

Портрет. Двухсторонний
1990

 карандаш, гуашь

Алексей Григорьев

Купание коня
1989

карандаш, гуашь

Алексей Григорьев

Она
1989

 карандаш, черная гуашь