Концепция развития Галереи А3 Объединения «Выставочные залы Москвы»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

С момента основания базовой задачей галереи стало знакомство зрителей с наиболее интересными явлениями современной художественной жизни. За прошедшие годы в залах галереи было проведено более семисот выставок, обозначивших широкую палитру жанров, стилей и направлений.

      Здесь регулярно выставляются как традиционные художественные формы - живопись, скульптура, графика, фотография, так и новые - объект, инсталляция, цифровое искусство, видеоарт, стрит-арт, перформанс и другие выразительные средства, составляющие неотъемлемую часть современного арт-процесса.

      В галерее представлены не только московские художники – в результате проведения межрегиональных программ с нами сотрудничают представители Иркутска, Вологды, Мурманска, Краснодара, Казани, Екатеринбурга, Ставрополя  и других городов России и бывших республик Советского Союза, и этот круг постоянно расширяется.

      Важной частью деятельности галереи стала организация международных выставок – многие авторы, впоследствии экспонированные в крупных московских музеях, впервые были показаны в Галерее А3, – это художники из Германии, Англии, Люксембурга, Швейцарии, Италии, Франции, Нидерландов, Польши, США, Израиля, Китая и многих других стран.

      За более период своей работы галерея плодотворно сотрудничала со многими знаковыми фигурами, создающими ткань современного художественного процесса - арт-критиками, историками искусства, сотрудниками музеев, кураторами, коллекционерами, журналистами. Многие из них продолжают работу с галереей в рамках Научно – Художественного Совета (НХС).

      Параллельно с экспозиционной деятельностью в галерее происходит формирование коллекции произведений современных художников «Открытые фонды», основанной на добровольных пожертвованиях авторов. Репутация Галереи А3 позволила аккумулировать значительное количество работ музейного уровня.  Десятки авторов впервые показавшие свои произведения на персональных выставках в галерее в последствии имели выставки в крупных российских музеях и приобретались в коллекции этих музеев ( ГТГ, ГМИИ им.Пушкина, ГРМ, ММОМА и др.  На данный момент коллекция насчитывает более 350 единиц хранения произведений московских, российских и зарубежных художников. В музейной коллекции галереи находятся работы Бэллы Левиковой, Андрея Гросицкого, Евгения Гороховского, Сергея Базилева, Евгения Гора, Олега Ланга, Натальи Смолянской, Клары Голицыной, Александра Панкина, Марии Элькониной, Владимира Башлыкова, Гарифа Басырова, Николая Касаткина, Владимира Ильющенко, Юрия Ващенко, Адольфа Гольдмана, Виктора Умнова, Аннамухамеда Зарипова, Алексея Политова, Игоря Снегура, Андрея Волкова, Петра Караченцова, Валерия Светлицкого, Валерия Сахатова, Магомеда Кажлаева, Ани Жёлудь, Кати Медведевой, Константина Победина, Марины Кастальской, Франко Лейди, Бориса Кочейшвили, Рубена Апресяна, Апанди Магомедова, Анабел Китли, Тимона Хайгена, Анастасии Слепышевой, Елены Болотских, Натальи Каспирович и многих других известных авторов.

      Помимо выставочной активности, площадка галереи стала местом проведения и других значимых в культурной жизни мероприятий –поэтических чтений, концертов классической камерной и современной электронной музыки, кинопоказов, обсуждений выставок и встреч с авторами, семинаров, мастер-классов и детских программ.

      Галерея всегда являлась живой структурой, оперативно реагирующей на вызовы времени и готовой к новым подходам в своей работе.       Накопленный опыт потребовал нового способа стуктурирования деятельности и осмысления информации, а постоянно изменяющийся контекст жизни общества – новых методов работы.

      В галерее разрабатывается стратегия развития в ближней и средне-дальней перспективе. На основе анализа деятельности галереи за последние годы, предложена следующая концепция развития деятельности выставочного зала:

  • определение основных задач в работе галереи

  • разработка базовых программ галереи

  • концепция структуры мероприятий, проводимых галереей

  • разработка структурного модуля годового плана галереи

  • способы взаимодействия галереи с художниками

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГАЛЕРЕИ А3 ОБЪЕДИНЕНИЯ "ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ МОСКВЫ"

Диапазон задач, охваченнных деятельностью галереи также достаточно широк, однако основной является организация и продвижение выставочных проектов и культурологических мероприятий, разносторонне отражающих современное состояние изобразительного искусства. Базовыми ценностными ориентирами являются: поддержание уровня высокого профессионализма и художественного качества, соответствующие высоким духовным запросам московского зрителя; вовлечение в культурный процесс возможно большего количества возрастных, профессиональных и социальных групп.

 

Предполагается вести работу в следующих направлениях:

 

  • поддержка молодых авторов (подготовка и проведение выставок, мастер-классов, консультирование по профессиональным вопросам, организация открытых образовательных программ, создание пространства для осуществления транскультурных проектов)

  • показ новых художественных школ  (подготовка и проведение выставок студентов и преподавателей как традиционных, так и неформальных художественных школ, знакомство с методами и принципами обучения)

  • работа с художниками – нашими современниками (подготовка и проведение выставок современных художников всех возрастных групп, принадлежащих к разным направлениям, для показа реального среза происходящих в нашем обществе в данный момент арт-процессов)

  • создание дискуссионного поля в арт-среде и с рядовым зрителем (подготовка и проведение регулярных коллективных и групповых выставок с организацией авторских встреч, обсуждений, семинаров, круглых столов)

  • возвращение забытых имен  (подготовка и проведение коллективных и групповых выставок, для возвращения в культурный процесс художников и арт-групп,  незаслуженно оставленных без внимания арт-институциями, и как следствие, выпавших из поля зрения общества)

  • знакомство с личными коллекциями современного искусства (подготовка и проведение выставок формирующихся в данный момент коллекций и объединений коллекционеров)

  • привлечение к сотрудничеству музеев,  художественных объединений (подготовка и проведение совместных проектов с государственными и частными музеями как на территории галереи, так и на внешних площадках)

  • привлечение к сотрудничеству независимых кураторов (разработка и проведение совместных и авторских выставочных проектов)

  • участие в общегородских программах программах биеннале и фестивалей (сотрудничество с оргкомитетами и комиссарами общемосковских художественных мероприятий)

  • сохранение статуса галереи как некоммерческого гоударственного учереждения культуры музейного типа (принципиальная социальная позиция галереи, как бюджетного учреждения, сохраняющего максимальную открытость и доступность для весех категорий граждан)

 

Основным документом для выполнения поставленных задач является годовой календарный план работы. План составляется и утверждается на основе решений, выработанных в сотрудничестве с Научно-Художественным Советом галереи (НХС).

 

РАЗРАБОТКА БАЗОВЫХ ПРОГРАММ ГАЛЕРЕИ

 

  • "Мастера современности” – программа, в рамках которой показываются "мэтры” арт-сцены, художники, сложившие свой индивидуальный почерк, узнаваемый художественный язык. Формальная популярность не является значимым критерием. Программа может осуществляться в форме персональных или групповых выставок.

  • "Молодое искусство” – программа для молодых художников, студентов и выпускников творческих вузов, а так же для тех, кто проходил обучение альтернативными методами. Рекомендованы групповые и коллективные формы выставок.      

  • "Лаборатория” – программа, которая представляет новые формы и материалы  изобразительного искусства, ориентирована на расмотрение сложных пластических и острых социальных проблем. Коллективные выставки и блиц-показы.

  • "Дружба народов” – программа, представляющая художников ближнего и дальнего зарубежья, малых народов РФ. Транскультурные и межконфессиональные проекты.

  • "Наследие” – поиск незаслуженно забытых имен, выпавших из оборота официальных и коммерческих арт-институций, для их возвращения в контекст современной художественной жизни. Проводится преимущественно наследниками либо коллекционерами.

 

КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРЫ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Выставочные проекты, проводимые галереей, имеют следующие структурные подразделения:

 

  • Персональная выставка – монографическая выставка одного художника, концептуально объединенная автором и куратором(-ами) единой сквозной темой. Даже при наличии внешнего куратора требует особого согласования с отделом выставок. В залах галереи могут проходить одновременно две персональные выставки, т.е. количество участников составляет 1-2 человека.

  • Групповая выставка – показ работ состоявшегося художественного объединения, либо самоорганизации. Основная кураторская поддержка осуществляется собственными силами объединения, либо силами приглашенного по общему согласию специалиста. Количество участников 3-10.

  • Коллективная выставка – кураторский проект, собравший для реализации своей идеи различных авторов, вне зависимости от их "горизонтальных” связей. Количество участников – до 90.

  • Блиц-показ – "внепрограммное” мероприятие, осуществляемое во время смены основных экспозиций. Спецпроект. Планируется не менее чем за 30 календарных дней, количество участников – не более 10

  • Индивидуальный проект – может быть осуществлен как в пространстве всей галереи (тотальная инсталляция), так и быть частью групповой или коллективной выставки и занимать один из залов.
     

Во время проведения основных мероприятий с целью привлечения дополнительного внимания к проектам необходимо проводить дополнительные мероприятия, разработанные в привязке к основному проекту. Необходимо тесное взаимодействие с автором для проработки близких ему тем. Дополнительные мероприятия могут включать в себя:

 

  • мастер-классы – проводятся как правило, автором выставки для студентов профильных вузов и молодых художников. Мероприятие открытое.

  • лекции – могут  быть прочитаны как автором, так и куратором, либо приглашенным искусствоведом. На широкий круг зрителей.

  • встречи – неформальное общение с автором (авторами), удобный формат для работы с детской аудиторией

  • обсуждения – обязательная форма для закрытия больших проектов, таких как "Сессии московских художников”. Желательна для всех коллективных проектов.

  • спецмероприятия – проводимые галереей общегородские и внутримузейные мероприятия, такие как "Ночь музеев”, и т.п.

  • Кроме мероприятий, связанных с основными проектами, во время проведения выставки по обязательной предварительной договоренности с экспонентом могут проводиться: концерты, кинопоказы, литературные чтения, детские утренники и другие культурологические мероприятия.

  • Для улучшения обратной связи с авторами, желающими представить свой проект в галерее, либо получить профессиональную творческую консультацию, предлагается установить ежемесячный приемный день для художников (день со специально отведенным для этой цели временем).

 

РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНОГО МОДУЛЯ ГОДОВОГО ПЛАНА

 

Базовый срок проведения выставочного проекта – две недели.

В случае особых обстоятельств (биеннале, арт-фестивали и форумы) срок проведения выставки может быть сокращен или увеличен (от двух недель до одной или трех).

 

Работа над выставкой считается начавшейся с момента завоза работ.

День завоза работ – понедельник.

В случае особых обстоятельств по отдельной договоренности с руководством сроки завоза могут меняться, но не более, чем на 1 день.

Вторник и среда – дни работы над экспозицией и монтажом выставочного проекта.

Четверг – день открытия.

По отдельной договоренности с руководством галереи и в случае технической готовности  экспозиции день открытия может быть перенесен на среду.

Четверг, пятница, суббота, воскресенье – рабочие дни. (Конец первой недели)

Понедельник  – выходной день. Галерея для посетителей закрыта.

Далее  со вторника до воскресенья – рабочие дни. (Конец второй недели)

Вывоз работ – понедельник.

 

В среднем, при базовом двухнедельном графике галерея проводит от 20 до 25 выставок в год, при этом  соблюдается следующее соотношение:

  • Не менее 6 коллективных выставочных проектов

  • Не менее 5 групповых проектов

  • 3–5 индивидуальных проекта

  • 7–8 персональных проектов

 

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГАЛЕРЕИ С ХУДОЖНИКАМИ

 

ОРГАНИЗАЦИЯ, СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ ГАЛЕРЕИ А3 ОБЪЕДИНЕНИЯ "ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ МОСКВЫ"

 

Принципы и этапы организации и продвижения выставочных проектов и культурологических мероприятий.

Основой нашего подхода является то, что любая выставка или мероприятие выставочного зала рассматривается нами как выставочный проект, со своими задачами, календарным планом и этапами проведения, организованный галереей.

                                      

Галерея составляет команду кураторов и исполнителей, которые применяют наработанные технологии организации выставочных и культурологических проектов,  привлекают партнеров и спонсоров, организуют работу с целевой аудиторией, на которую та или иная выставка направлена. При этом мы опираемся на выработанные галереей принципы организации и выделяем несколько этапов проведения выставочного проекта.

 

 

Принципы организации выставочного проекта:

  • Выработка идеологии проекта с учетом утвержденного перспективного плана деятельности выставочного зала.

  • Определение содержания проекта

  • Подбор команды кураторов и исполнителей

  • Выбор используемых технологий

  • Поиск партнеров и спонсоров

  • Определение целевой аудитории

                                                                

Этапы проведения выставочного или культурологического проекта:

  • Организация проекта

  • Создание экспозиции

  • Открытие выставки

  • Сопровождение и продвижение  выставки (PR, мероприятия, экскурсии и т. д. в период работы)

  • Подведение итогов по результатам проекта

 

Организационный этап

  • Выбор используемых технологий для организации, сопровождения и продвижения выставки или культурологического мероприятия, определение состава необходимых информационных ресурсов, подготовка информационной инфраструктуры выполнения проекта, выработка стратегии PR- кампании.

  • Подготовка информационных ресурсов, создание макетов афиш, буклетов, каталогов, пригласительных билетов и т. д. Начало проведения рекламной компании в СМИ, в Интернете и т. д.

 

Этап создания экспозиции

  • Подбор  экспонатов в выставочных помещениях производится ответственным куратором проекта.                                           

  • Монтаж выставки, этикетаж работ, размещение аннотации (установка необходимого оборудования мероприятий выставки) осуществляется производственно-техническим персоналом выставочного зала под руководством ответственного куратора проекта (члена НХС).

  • Прием готовой экспозиции проекта производится председателем НХС, директором галереи.

 

Открытие выставки

  • Подготовка пресс-экскурсии совместно с автором (художником).

  • Проведение пресс-экскурсии для представителей СМИ ответственным куратором с возможным участием автора (авторов).

  • Подготовка возможных показов мультимедийных роликов и музыкальных заставок, задающих общий тон выставки или мероприятию и вызывающих общий настрой публики.

  • Подготовка торжественного открытия выставки (мероприятия).

  • Торжественное открытие начинает ответственный куратор проекта, предоставляет слово последующим выступающим.

Этап сопровождения и продвижения выставки

На этом этапе, который определяется промежутком с момента начала и до конца проведения выставки в Галерее А3 Объединения "Выставочные залы Москвы" необходимо спланировать и задействовать интерактивные зоны обслуживания посетителей выставочного зала:

  • телевизионный жк-экран

  • различные информационные ресурсы по тематике выставки или сопутствующего мероприятия

  • каталоги, в том числе электронные

  • тематические видеопоказы и мультимедийные ролики
     

Данные зоны и приводимые в них информационные ресурсы позволяют различным целевым группам посетителей получить дополнительную информацию, как по самой выставке (мероприятию) так и по тем или иным экспонатам и авторам представленным на ней.

 

Интернет-поддержка продвижения выставки (мероприятия)

Этот этап проведения любого проекта необходимо рассматривать не менее важным, чем все предыдущие. Он позволяет формировать и воздействовать как на потенциального посетителя выставочного зала, так и на широкое общественное мнение в виде различных целевых групп – власти, бизнеса, СМИ, профессионалов выставочной и музейной деятельности, творческой интеллигенции, студентов и т. д. – представлением им широкого спектра актуальной и разнообразной информации о проводимых выставках и мероприятиях галереи.

На сайте галереи должны быть отражены в целях продвижения и сопровождения проекта:

  • анонс выставки (мероприятия)

  • пресс-релиз с несколькими иллюстрациями

  • краткая биография автора проекта

  • видеоматериалы вернисажа, различные интервью по теме выставки

  • фоторепортаж с вернисажа (закрытия)

 

Выбор способов продвижения и сопровождения проекта зависит от каждой конкретной выставки или мероприятия и определяется теми целями и задачами, которые выработаны всеми структурными подразделениями выставочного зала в рамках НХС.

Получаемые данные от проводимого выставочным залом мониторинга, вкупе с реальными результатами работы выставочного  зала позволяет строить выставочную политику с учетом представляющихся возможностей и новых веяний времени.

© 2019 Галерея А3 Объединения "Выставочные залы Москвы"   /  119002, Россия, Москва, Староконюшенный переулок, дом 39​

  • Facebook Clean
  • White Vkontakte Icon
  • White Instagram Icon