ДÁЛИ / TOLIAI. Аудрюс Гражис / Марюс Каволис / Витаутас Дубаускас / Витянис Лингис

Аудрюс Гражис

Литовский живописец Аудрюс Гражис встаёт перед нами как один из самых продуктивных и оригинальных визуальных художников своего поколения. Живописец едва не классической точности и дисциплинированности, включающий множество элементов художественной выразительности, отличается мастерским мазком и одновременно чувственным соприкосновением с действительностью. Абстрактный живописец, которому всегда удаётся достичь тонкого равновесия логичной, строгой формы и тайны человеческого бытия, Аудрюс Гражис, кажется, является многоликим художником. Мы привыкли предполагать, что художник должен быть проникнут одним творческим методом или подходом, но ведь факт в том, что самые интересные и загадочные художники часто отличаются способностью как хамелеон сломать все правила игры или просто уничтожить иллюзию своей предсказуемости. Это особенно подходит к Аудрюсу Гражису.

Если вспомнить эссе Исайя Берлина о лисе и ежа, возникнет довольно интересная параллель. Он строго разделил два экзистенциальных типа в литературе и искусстве, метко определяя как лису того, кто имеет много истин, каждая из которых выделяется своими уникальными свойствами и составляющими мысли, а как ежа того, кто в его эссе характеризуется способностью жизнь и личность подчинить одной, хотя и большой, истине.

Судя по этой метафоре, Аудрюс Гражис является аутентической лисой в художественном и эстетическом смысле.

Диапазон искусства Аудрюса Гражиса охватывает абстракционистскую репрезентацию фрагментов человеческого существования и изменяющиеся, яркие цвета повседневности, одновременно и красивый, смелый и яркий эротизм. Глубоко нюансированное сочетание скромности и скрытой страсти в его живописи достигают вершину, раскрывая человеческие страсти, двойственность, неясность и ранимость. Невозможность осуществления мечты, а вместе с тем триумф красивого, изолированного мгновения жизни, умышленно оставляющий след в сплетении человеческого взгляда и восприятия – это Аудрюс Гражис со своей кропотливо прячущейся чувственностью, которая в свою очередь элегантно подключена к форме его разнообразного искусства.

Леонидас Донскис



Марюс Каволис

2 апреля в Посольстве Литовской Республики в Российской Федерации прошли открытие персональной выставки художника Марюса Каволиса «12½» и концерт классической музыки. Марюс Каволис (Marius Kavolis) (р. 1987) – литовский художник современной живописи. М. Каволис изучал искусство живописи в художественной школе Паланги, но серьезно им увлекся после окончания вуза, вдохновленный такими художниками, как Джексон Поллок, Альберт Оэлен и Сэм Френсис. Влияние на цветовое решение работ оказал художник Жан-Мишель Баския, а на технику живописи – Герхард Рихтер. Решение о поступлении в школу искусств не было сиюминутным. Изначально Марюс Каволис начал изучать тему международного бизнеса, а в перерыве между занятиями рисовал. Это «хобби» принесло молодому человеку немалый успех – его работу заметили в одной из самых престижных галерей современного коммерческого искусства «Saatchi». Директор галереи Ребекка Уилсон включила картину в свою коллекцию «Big and Bold». Художник рассказал, что далеко не сразу узнал о том, что руководство галереи «Saatchi» выбрало его работу под названием „№1”: «Я получил письмо по электронной почте, но удалил его, так как думал, что там ничего серьезного. Позже узнал обо всем от друзей. Для меня это большая честь, ведь галерея «Saatchi» является одной из самых знаменитых в мире!».

Не знает М. Каволис также, где Ребекка Уилсон увидела его работы: «Я принимал участие в одном конкурсе, где присутствовала и она, но мы не контактировали. У меня есть профиль, на котором размещены фотографии моих работ, возможно, так меня и заметили». Творения молодого художника – экспрессивные, завораживающие абстракции, фиксирующие, по словам М. Каволиса, «моменты энергии и хорошего настроения». В конце 2014 года Марюс Каволис представил свою первую персональную выставку «12½», которую теперь можно увидеть и в Москве. Выставка «12½» - это 13 картин, которые лучше всего выражают экспрессию молодого живописца, а также начало самостоятельного творческого пути. «12½» или «12 и немного больше» - это словно претензия к дальнейшему развитию и незавершенности, к движению вперед, когда «взрыв успеха» уже произошел. Это перспектива на будущее, когда 12 месяцев в году недостаточно. Постепенно работы Марюса Каволиса все больше заинтересовывают искусствоведов и любителей искусства из-за рубежа: часть картин уже распродана в Великобритании, США и России. Вечер открыл атташе по культуре Посольства Литовской Республики в РФ Алексадрас Шимелис, А непосредственный организатор выставки в России Виталиюс Баранаускас рассказал о молодом даровании и концепции его работ под аккомпанемент «Астурии» Исаака Альбениса, «Бразильской бахианы №5» Эйтора Вила-Лобоса и многих других сочинений известных композиторов. Для гостей выступили гитарист, преподаватель Российской Академии музыки имени Гнесиных в Москве Дмитрий Мурин и солист Московского Академического Театра Оперетты, Оперного Центра Галины Вишневской, Москонцерта и Московской Государственной Филармонии Леонид Бахталин.


Витаутас Дубаускас

Родился в 1958 г. в Шяуляй. В 1974-1978 г. учился в Каунасском техникуме прикладного искусства им. С.Жукаса, в 1979-1985 г. в Вильнюсском государственном художественном институте. С 1990 г. – член Союза художников Литвы и член группы «Ангис». В 1990 году, в период исторических перемен и тяжёлого нового начала в Литве, молодые художники сплотились в группу «Ангис» (Змея). Не случайно этим названием они подчеркнули связь со скандинавской группой художников COBRA, которая после войны стремилась к обновлению и неограниченной витальной свободе экспрессии. Члены «Ангис» свои творческие искания связали с в то время во всей Европе распространенным движением неоэкспрессионистской живописи. Однако многие из художников группы со середины 10 десятилетия начали развивать и другие индивидуальные стратегии. Последовательно преданным к вспыльчивой живописи остался только Витаутас Дубаускас. Художник с самого начала выбирает картины больших форматов, желая отказаться от камерности и иметь достаточное поле для стремительного и широкого жеста мазка. В творчестве он руководствуется не интеллектуальными раздумьями, а чувствами и интуицией. Он стремится к непосредственному выражению чувственных переживаний. В живописи для него важнее всего – живописность, сила экспрессии мазка и цвета. В.Дубаускас писал: Не раз приходилось менять манеру, положения, влияния своей живописи, но не принципы. Через чувство с темпераментом к миру к людям, к Богу и дьяволу […].


Напряжённая живопись художника балансирует между абстракцией и фигурностью, поворачивалась то в одну, то в другую сторону. В другой, не меньшей группе абстрактных картин намёки на природу и предметы меняют ассоциации с антропоморфными и анималистическими фигурами. Здесь инспираций художник ищет в личных переживаниях, мифах, литературе и даже субкультуре. В абстракции В.Дубаускас расширил шкалу цветовых находок. Одни его картины почти приближаются к монохромии, экспрессию других определяют соотношение двух контрастных цветов, ещё в других художник ищет сложных многоцветных сочетаний. Яркие глубокие холодные и тёплые локальные и дополнительные цвета он чередует с приглушёнными ахроматическими. Пространства полотна с густыми глубокими цветами динамично чередуются с более светлыми, прозрачными. Одну из своих персональных выставок в галереи «Арка» в 2006 г. он даже назвал «Свет и тени». В творчестве В.Дубаускаса в последние годы раскрылись некоторые противоречия. С одной стороны, он и дальше стремится к выразительному цвету, линии, эстетике, а с другой – восхищается мотивом тривиальной культуры и дисгармонией пластического языка, панковcкими жестами. Проф.Раминта Юренайте www.mmc.lt


Витянис Лингис

Родился 06 декабря 1956 г. в Вильнюсе, в семье профессора Литовской консерватории Ю.Лингиса. В 1969 – 1974 г. учился в Вильнюсской детской художественной школе. В 1974 – 1980 г. изучал живопись в Вильнюсском художественном институте (в настоящее время Вильнюсская художественная академия). Создавал сценографии для кинофильмов, декорации и костюмы для Шяуляйского, Каунасского, Вильнюсского молодёжного и Ленинградского театров, оформил множество мероприятий государственных праздников, создавал различные светильники в японском стиле. Принимал участие на симпозиумах в Ниде, Шотландии, Германии, на острове Маврикий, в Японии, Франции. Организовал 32 персональных выставок и принимал участие на 42 групповых выставках в Литве, во Франции, в Германии, Японии, Норвегии, США, России, Голландии, Венгрии, Канаде, Эстонии и других странах. С 1988 г. – член Союза художников Литвы.


© 2019 Галерея А3 Объединения "Выставочные залы Москвы"   /  119002, Россия, Москва, Староконюшенный переулок, дом 39​

  • Facebook Clean
  • White Vkontakte Icon
  • White Instagram Icon