Борис Милюков «Советский формалист»



Выставочный сезон 2015-16 годов отмечен целым рядом проектов, свидетельствующих об очередном всплеске интереса к искусству советского периода. В последовавшем бурном обсуждении, развернувшемся как в специализированных изданиях, так и в социальных сетях, столкнулись люди, принадлежащие к самым различным сообществам. Включение в активную дискуссию не только ожидаемых участников профессиональных сообществ, но и тех, чьи интересы традиционно расположены в совершенно иных плоскостях, явно говорит о реактуализации «советской» темы, ее устойчивом пребывании в области жизненно важного. Однако, ввиду все увеличивающейся временной дистанции, (от распада СССР нас отделяет четверть века, а от пика активности советских художников еще как минимум столько же) представление о художнике, его среде, способе существования стремительно мифологизируется. В отсутствии личного опыта, знания формируются на основе той или иной кураторской интерпретации, что неизбежно ведет к смысловому обеднению и примитивизации суждений.

Сейчас важную роль играет каждая попытка рассказать о советском периоде в его сложности, разнообразии и противоречивости; необходимо сохранить знание о судьбах и поисках художников, о способах существования, иногда - в прямом смысле – выживания. Над такой программой работает и Галерея А3, представляя выставку Бориса Петровича Милюкова, которому 10 мая исполнилось бы 99 лет. Ученик Дейнеки, студент легендарного МИПИДИ (Московский институт прикладного и декоративного искусства), где преподавали Фаворский, Нисский, Манизер, Ланге. Фронтовик, по его собственному выражению “лучшие годы жизни проведший в солдатской шинели” (от 20 до 29 лет). Монументалист, живописец, скульптор, график.

Название выставки – «Советский формалист» несет двойную смысловую нагрузку – в свое время слово «формалист» в официальном профессиональном лексиконе было ругательным и сулило неприятности, которых автор всю жизнь удостаивался. С другой стороны, Борис Милюков был безусловным ценителем пластического начала, формы как предельной концентрации художественного качества, то есть самым настоящим «формалистом». Надо отметить, что существование сторонников «пластики» было весьма непростым в дихотомии «официоза» и «андеграунда». Будучи слишком вольными для одних и недостаточно радикальными для других, они выпадали из контекста аппаратноых и политизированных игр. Борис Милюков прожил очень насыщенную жизнь, его биография – сама является уникальной исторической иллюстрацией. К счастью, она не осталась не только лишь в устной семейной традиции, благодаря воспоминаниям его дочери – художника Екатерины Милюковой, которые изданы специально к этой выставке.

Я жду гостей, Распахнуты ворота, Все прибрано, порядок наведен, Озон летит до поворота Дрожа ознобленным столбом... Я жду гостей! Сквозь голубое средоточье Холсты повернуты лицом, Рисунков мелкое построчье Рулонится и пластится пластом... Я жду гостей! Борис Милюков

© 2019 Галерея А3 Объединения "Выставочные залы Москвы"   /  119002, Россия, Москва, Староконюшенный переулок, дом 39​

  • Facebook Clean
  • White Vkontakte Icon
  • White Instagram Icon