Выставка "Альтернатива"

12/23/2016

 

Альтернативное произведение в изобразительном искусстве и фотографии — произведение выходящее по своей форме, содержанию и смысловому решению за границы сложившегося и общепризнанного представления о реальности и художественном объекте. Чаще всего художники являют его нам с приставкой «анти»: анти-пейзаж, анти-ню… Однако в современном искусстве имеются альтернативные взгляды и альтернативные подходы к созданию художественного произведения внутри сложившихся видов и жанров, а также демонстрация альтернативы, как выбора, что больше всего присуще возможностям фотографии, обладающей особой технической, творческой и смысловой природой, одновременно сохраняя неизменно свой материальный характер и репродукционную функцию по отношению к реальности.

 

Каждый из художников проекта «Альтернатива», возглавляемого Галиной и Андроником Полоз и реализуемого Творческой мастерской Поволжского отделения Российской академии художеств и Творческого союза художников России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Российской академии художеств, обладает собственным направлением творчества и различными эстетическими предпочтениями. Однако в данном проекте все авторы обратились к фотографии, чтобы показать многообразие современных «альтернатив», продемонстрировать альтернативное видение и переосмысление традиционных жанров, приемов и схем в искусстве. Современная фотографическая камера облегчила задачу сформулировать художественное высказывание, не концентрируя особого внимания на технической стороне процесса фотографии.

В итоге мы получили девятнадцать досье, где в предваряющих фотографии текстах участники проекта и арт-критики сформулировали персональное отношение к понятию «альтернатива» в творчестве автора.

Алексей Аврамчик, развивая и обогащая содержанием ракурсные приемы фотографии ХХ века, погружает наш взгляд в созданное им на квадратных фотографических отпечатках пространство материальных объектов технической цивилизации.

 

Иван Заикин анализирует альтернативный взгляд на архитектурные формы, являющиеся результатом вмешательства человека в естественную природную среду и становящиеся важнейшими, как в целом, так и своими деталями, элементами воздействия на формирование социума.

 

Сергей Борисов в фотографиях визуализирует полную парадоксов атмосферу альтернативной «нереальной» реальности, завораживающей фантастической постмодернистской игры в современном пространстве полуобнаженных и обнаженных моделей с объектами культового поклонения исторического прошлого и авангардной культуры.

 

Для Константина Маркова отраженное, лежащее на поверхности воды и на зеркальных покрытиях, является альтернативой реальному, преобразующее реальность, доводя его порой до полной абстракции.

 

Одномоментные снимки реальной жилой среды в работах Екатерины Панделис преобразуются в фотографические отпечатки обращенного к нам пространства, когда и фотограф, и камера, и наполняющие пространство предметы лишь на мгновение замирают, чтобы потом снова прийти в движение.

 

В работах Катрин Фрейд из серии «Back in Black» неизменно присутствует женская фигура, являющаяся некой эмоциональной и чувственной шкалой: то обращенная к обнажающему беспристрастному свету, позволяющему разглядеть выражение лица и мельчайшие детали белья, то растворяющаяся в скрывающей ее тело полутьме, то полностью погруженная в «омут изнаночной альтернативной реальности» темноты и лишенная видимых выражения чувств и эмоций.

 

Екатерина Бородулина обращается к различным жанрам фотографии, выявляя в реальной городской, промышленной и сельской среде, множественность и вариантность путей, многообразие отношений, связей и взаимодействий, присущих как природным, так и рукотворным средам. Здесь перед человеком стоит вопрос выбора пути, который в конце концов является единственной альтернативой окружающему «хаосу».

 

Для Константина Худякова плоскость фотографического цифрового изображения обладает свойством подчиниться магической воле художника и воспроизвести альтернативную многомерную картину современной жизненной реальности. Автор вводит в свои иллюзорные до мельчайших деталей работы четвертое измерение — время, которое не разрушая внутреннюю гармонию, присущею подлинному произведению искусства, позволяет показать течение человеческой жизни и наполнить картины историческими отсылками, тонкими социальными рефлексиями и переживаниями.

 

Артем Малыхин в бытовом жанре и постановочной фотографии обращается к социальной теме, демонстрируя поведенческие альтернативы современного бытия.

 

Дмитрий Соболев отказываясь от визуальности, узнаваемости и портретного психологизма формирует в постановке альтернативу реальности, лишая модель, присутствующую на фотографии, лица. Тем самым автор представляет зрителю возможность самому смоделировать ситуацию и воссоздать психологический портрет героини.

 

У Максима Гринаша подход к раскрытию темы, определяется наличием условных двух: внутренней и внешней точек зрения, на все сущее окружающее нас, включая бытие. Автор охватывает множество сфер, анализирует и демонстрирует зрителю столкновения различных начал, которые неизменно присутствуют в окружающем мире и знаменуют собой процесс развития цивилизации.

 

Вадим Овсянников демонстрирует альтернативу активному жизненному циклу, представляя нам человеческие останки, скрытые метровым слоем земли.

 

Андроник Полоз анализирует поведенческие альтернативы  современного человека, демонстрируя в фотографиях мир человеческих предпочтений и взаимоотношений.

 

Детский мир для Галины Полоз является альтернативой миру взрослых. Еще сильнее это ощущается в стране, где вечное лето. На ее фотографиях — беззаботные дети под тропическим солнцем на океанском побережье, играя и общаясь, существуют в особом пространстве и социуме, обладающими своими взаимосвязями и законами. Однако природа и старшие вынуждены перенести их из мира игры и свободы в другой — реальный мир.

 

Алексей Прусаков в работах демонстрирует свое понимание художественной альтернативы. Он противопоставляет запечатленную естественную гармонию пейзажа, ландшафтов с русскими деревянными церквами, архитектурных ансамблей и наивного творчества формальным выражениям гармонии, лишенным внутренней духовности.

  

Татьяна Скринская отказывается от осознанного выбора идеального кадра в пользу выявления гармонических связей, случайно обнаруженных путешественником перед объективом фотокамеры. Гармонии, лежащей не в естественной природе, а возникающей как бы непреднамеренно, когда природные формы и архитектурные памятники объединяются в единое целое с объектами современной цивилизации в результате человеческой деятельности и затем попадают в объектив.

 

Макрофотографии Марины Соболевой позволяют нам ощутить сопричастность таинству проникновения в мир природы, чтобы стать свидетелями жизни и смерти ее растительных форм, таких хрупких и незащищенных.

 

Екатерина Финогенова показывает людей с особенностями развития, живущих по отношению к нам в альтернативном мире, полном своих искренних чувств и переживаний, отражающихся в их поступках и на их лицах. Становясь актерами, они раскрываются в новом качестве, когда эмоции и действия, обусловленные игрой, позволяют им лучше быть понятыми окружающими, войти с ними в духовный контакт и ощутить свою сопричастность единой человеческой жизни.  

 

Владимир Хвостов выстраивает перед нами ряд географических альтернатив: Перу и Байкал. Эти характерные своим ярким природным различием территории, c противоположными социальными укладами жителей, объединяет незримая нить доброжелательного человеческого отношения, которые мгновенно выстраиваются при общении между людьми. 

 

 

Таким образом авторами проекта «Альтернатива» продемонстрированы различные взаимодополняющие подходы к фотографической художественной практике, что расширяет наше представление о возможностях фотографии эпохи постмодернизма, ее эстетике и месте в культурном пространстве нового тысячелетия. Проект снимает кажущиеся противоречия между этими творческими подходами, реализованные в реальной практике, основанными на особенностях художественных школ, социальном опыте и эстетических предпочтениях авторов фоторабот.    

 

Александр Шклярук.

 

 

 

 

Please reload

© 2019 Галерея А3 Объединения "Выставочные залы Москвы"   /  119002, Россия, Москва, Староконюшенный переулок, дом 39​

  • Facebook Clean
  • White Vkontakte Icon
  • White Instagram Icon