Выставка "Корпус" (скульптор Гурген Петросян, архитектор Анна Ковалевская, куратор Антони


В каждом из нас есть доля всеобъемлющей памяти, памяти общества, поколения, государства и культуры.

Важные события и места в истории, какую бы роль они не играли в прошлом, становятся основой нашей собственной стратегии понимания жизни. Одно из таких важных мест занимают памятники архитектуры, выступающие посланием из другой эпохи.

Общество делает выбор, что сохранить, а что предать забвению с некоторой избирательностью, четко отражающей социально-политическое состояние поколения в целом. И потому мы считаем важным говорить о таких памятниках архитектуры как русские усадьбы, которые сейчас во многом утрачены, всеми позабыты и списаны в прошлое. Именно благодаря русской усадьбе можно проследить развитие русского искусства и культуры за 200 лет, от петровского времени до революции.

Так как скульптура и архитектура – два вида пластического искусства, находящиеся в прямом диалоге, на выставке реализована идея скульптора Гургена Петросяна по осуществлению перехода произведения в иное пространство. На стенах представлены план-схемы известных усадеб Москвы и Московской области, находящиеся в запустении или частично разрушенные.

Художник вписывает фигуры скульптур в план-схемы, акцентируя внимание не на уникальности своих работ, а на том пространстве, в которое они помещены. Хотя скульптура вся «здесь», перед нами, у нее появляется иллюзорное «там». Таким образом, зрители приглашены на несколько выставок, в нескольких пространствах, расположенных, в то же время, в одной галерее. Исследование отношений и связей демонстрирует возможность «оживления» усадеб, как культурного феномена, показывает их характер со стороны, предлагая им свое место в искусстве, на пересечении незавершенного прошлого и утраченной культуры.

Мы рассматриваем понятие Корпус, которое легло в название выставки, во всем его многообразии. Корпус – это внешняя оболочка и иногда единственное, что осталось от некоторых усадеб. Корпус как туловище, станы скульптур Гургена Петросяна, развернувшего свою экспозицию сразу в нескольких исчезающих памятниках архитектуры. И наконец, корпус – это совокупность лиц, связанных общностью идеи, то есть все участники проекта, которых, так или иначе, затронула эта тема.

Важным было бы упомянуть тот факт, что одна из представленных исторических построек не является по происхождению усадьбой, но продолжает ее традиции. Творческая усадьба Гуслица, в прошлом текстильная мануфактура XIX века, относится к типу усадьбы как художественной мастерской, где реализовывались творческие устремления владельца и окружавших его представителей искусства (таких как Абрамцево Саввы Мамонтова, Талашкино Марии Тенишевой). В таких усадьбах собирались художественные кружки и устраивались мастерские. В этом отношении Творческая усадьба Гуслица является продолжением утерянной культуры. За последние месяцы, Гуслица пережила несколько рейдерских захватов, с целью передать постройку другому владельцу в пользование под складские помещения.